АНДРЕЙ РАЙЗЕР

8 сентября в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка известного немецкого фотографа Андрея  Райзера. На экспозиции будут представлены три цикла произведений  художника:  «Доменика» («Domenica und die Herbertstrasse»), «Портреты»  (фотографии знаменитостей из мира искусства: Дюрренмат, Менухин, Тарковский, Сименон, Синявский, Брандауер, Любимов и др.),  а также серия произведений, созданная в Ленинграде в  1990 г.  Выставка не только даёт ретроспективу  произведений Райзера, но, возможно,  знаменует собой и  возвращение в фотографию этого значительного мастера.

Фотокарьера Андрея Райзера развивалась стремительно: выпускник знаменитой эссенской Folkwang-Schule, он уже своей дипломной работой («Кого интересует моя беда!») заставил обратить на себя внимание – серия была издана в виде книги, получила серебряную медаль  Art-Director-Club и экспонировалась в бохумском музее современного искусства. На протяжении всех 80-х молодой фотограф  сотрудничал в журналах «Stern», «Der Spiegel», «GEO» (в течение нескольких лет он проработал корреспондентом этого журнала в России) и во множестве других изданий. Он  издает несколько альбомов, удостоенных самых разнообразных профессиональных призов, ему охотно позируют знаменитости. Фотоагентство «Bilderberg», которое он создает в 1983 году в Гамбурге, быстро становится известным и авторитетным. Однако, несмотря на  столь успешное развитие профессиональной карьеры, Райзер,   в силу обстоятельств личного порядка прерывает  эту карьеру  на достаточно долгий срок, обращаясь к фотографии лишь эпизодически (правда,  при этом  он остается председателем международного жюри престижного профессионального конкурса «Czech Press Photo»).

Райзер обратил на себя внимание тем, что последовательно и убежденно выстраивал свои отношения с реальностью. Эти отношения можно определить как «вживаемость»: вкус к высматриванию,  азарт погружения. Выдающимся образцом такой «вживаемости» является серия «Доменика» («Domenica und die Herbertstrasse»). При всей значимости социально-критического  плана,  предмет этой серии, – не просто жизнь обитательницы района «красных фонарей».

В не меньшей степени это – поэтика доверия, установившегося между фотографом и героиней его фотосессии. В 1987 году Райзер издает альбом «Портреты», в который вошли фотографии многочисленных celebrities из мира культуры: Дюрренмат, Менухин, Тарковский, Сименон, Синявский, Брандауер, Любимов и др. Художник стремится визуализировать саму материю известности, публичности.

Его модели привыкли позировать, но при этом - дозировать доступ к своей идентичности. Менее всего о них можно сказать – душа нараспашку.

Скорее, здесь уместнее вспомнить слова Бодрийара о «логике легенды и вовлеченности в неё». Однако, и здесь Райзер менее всего  хочет остановиться  - на рубеже знака и легенды. Третья, после «Доменики» и цикла портретов, серия произведений Райзера, экспонируемая в Русском музее, выполнена в 1990 году в Ленинграде. Она создана как бы на стыке двух жанровых направлений в современной фотографии, которые, например, Charlotte Cotton в своей книге «Фотография как современное искусство» определяет как «Moments in History» и «Once Upon a Time», то есть фотожурнализм исторического плана и человеческие истории. Райзер фотографировал Ленинград  в самый горячий и неспокойный период его новейшей истории, когда город, бедный, но гордый и даже чопорный, всячески  подчеркивающий своё историческое достоинство, был захлёстнут историческими страстями и неизбежно сопутствующей им накипью. Казалось, город был отдан на  разграбление  проповедникам и панкам, алкашам и проституткам, футбольным болельщикам-хулиганам и нищим, ряженым казакам и художникам из андеграунда.

Фотографа захватывало ощущение абсолютной новизны происходящего: все эти типажи  если и существовали ранее, то в потаённом виде, теперь же они не только вышли на поверхность, но, казалось бы, правили бал. Райзер не мог не любоваться живописностью и своеобразной «кислотной» привлекательностью этой городской пены, не мог пройти и мимо сцен  пугающих. Ужасами русской жизни кормились тогда многие фотожурналисты, но от них Райзер отличался тем, что этнографическое и социально-критическое воспринималось им в некоем историческом режиме. А потому многое, подсмотренное тогда  фотографом, сегодня кажется любопытным историческим казусом: либо стало  анахронизмом и позабыто, либо вошло в режим обыденности, типичной для  урбанистической среды. Потому можно сказать, что в этой серии Андрей Райзер работал не только с ошеломляюще непривычными типажами и новыми, шокирующими ситуациями: он работал с режимами и церемониалами протекания времени.

Серия «Domenica und die Herbertstrasse» получила золотой приз Кодака « Фотокнига –81», первый приз Art-Director-Club, в 1982 году была признана лучшей книгой среди 50 изданий, представленных немецкой книжной торговой палатой       Пресс-служба ГРМe-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.