Фотографии Юрия Матвеева «…пробел – тире – пробел…»

…пробел – тире – пробел…      Фотографии Юрия Матвеева Юрий Матвеев начал делать концептуальную (проектную) фотографию* еще в 70-х годах прошлого века. Само слово «концептуальность» только-только входило тогда в интеллектуальный оборот и употреблялось исподволь с оглядкой на знатоков и стукачей.Официальные фотографы – преданные объективы Партии – щеголяли бравурными репортажами, нелегалы-любители, объединенные всесоюзным клубным движением, насмерть рубились на бесчисленных турнирах  в ознаменование очередной годовщины дорогого имени-отчества. Здесь процветал «репортаж с живинкой», салонная фотография с мотивами будущих обоев и конскими кличками типа «Весенний этюд» и, наконец, к тайной гордости устроителей, – сложные методы печати, фотохимические финтифлюшки вроде соляризации и ФДП.И вот в этом-то невеселом болотце и завелась концептуальная фотография. Выведенная  мичуринскими методами из газетного дичка  и заморского поп-арта она отпугивала исповедальностью, тревожила какой-то жутковатой растерянностью в духе немого кино, обещая, отзаикавшись, сообщить нам что-то важное…и увязала в паузах.А потом оказалось, что это-то и было главным.

Эти паузы, эта «тишина и пустота», эта энергия нарастающих интервалов,–  между строк, за текстом, вне поля зрения. Эти пробелы, эти перепрыгивания со льдины на льдину тающих и крошащихся тире… _______________________________________________________________ * «Проектность и концептуальность - близкие родственники. Их роднит системность, операционность, изгнание непосредственности из своего инструментария, то есть своего рода умышленность арт-практики. Однако между ними есть кардинальные различия.

Проектность художественного мышления твердо знает свою нишу – это реализация конкретных задач: создание предметов искусства или материальное оформление процессов жизни. Концептуальность твердо своего положения  в мире так и не определила. Она предполагает постоянный самоанализ и самоописание, непрерывный  поиск своего операционного поля.

То растворение в жизни, то есть концептуальная идентификация с ней, то уклонение, сосредоточенность на собственном языке, герметизм. Словом, то отвращение от жизни, то к ней безумная любовь.» (Из статьи А.Боровского о выставке фотографий Б.Смирнова) Юрий МАТВЕЕВ Родился в 1953 году в Ивановской области. С 1971 года живет в Санкт-Петербурге. После окончания факультета журналистики ЛГУ работал литсотрудником и фотокорреспондентом в газетах и журналах города.С 1982 года член фотоклуба «Зеркало».В 1987 году совместно с С.Арсентьевым, А. Чежиным и Д. Шнеерсоном организовал группу концептуальной фотографии «ТАК», в проектах  которой участвовал до ее распада в 1996 году.1994-1996 -куратор и участник фотографического раздела выставки «Самоидентификация».1997 год - куратор и участник фотографического раздела выставки Центра современного искусства Дж.

Сороса  «Ускользающее время или Плоды воспитания».Работает старшим преподавателем факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор статей по проблемам фотографического творчества. Член Союза художников России. Персональные выставки 1984  Фотомагазин на  Невском пр.94, Ленинград.1987  «ТАК фото». Дом студента Высшей профсоюзной школы культуры, Ленинград.2000  «Вступление».

Факультет журналистики СПБ ГУ.2001  «Роман с «лейкой». Галерея «Первая линия», факультет журналистики СПБ ГУ.2005  «Без любви». Галерея «Первая линия», факультет журналистики СПБ ГУ.     Групповые выставки

1984.       Вторая выставка аналитической фотографии. Чебоксары.1985.       Выставка фотоклуба «Зеркало» Даугавпилс, Латвия.1987       «Фотомастера Ленинграда».

Москва.1988-96   Выставки группы «ТАК».  Россия, Латвия, Франция, Швейцария.1991       «PHOTO MANIFESTO. Современная фотография из СССР».

Балтимор, Бостон, Нью-Йорк, США.1992        Русский фотографический эксперимент. Международный месяц Фотографии. Париж, Франция.1992       «PHOTOFEST-92». Хьюстон, США1994       «Современная фотография. Россия, Украина, Беларусь».

Центральный Дом Художника,  Москва.1996       «Современная фотография из России. Немецкий транзит».

Карлсруэ, Хертен, Германия.1994-96   «Самоидентификация. Аспекты петербургского искусства 70-90-х гг.». Киль, Берлин, Осло, Сопот, Санкт-Петербург.1997       «Ускользающее время или Плоды воспитания».

Мраморный дворец Русского Музея, Санкт-Петербург.