Фотогравюры воспоминаний

Подписаться на новости этого автора Если бы не изысканная старинная техника исполнения и нарочито простая манера съемки, фотографии Сергея Щербаков можно было бы назвать «фотографиями на память». Миниатюрные отпечатки, похожие на слегка размытые гравюры и монохромные фотографии одновременно, выставляются с 14 марта в медиатеке Французского института в Петербурге.

Первый раз фото-проект «Пресс-папье» был показан в начале этого года в галерее «Фотоimage». Место для второго показа выставки было выбрано не случайно. Год назад путешествуя по Франции, фотограф по пути делал снимки простой камерой «Школьник», почти «мыльницей» для широкой пленки и снял страну так, «как я хочу ее видеть», - замечает сам автор. Сказка о старой Франции, которой уже не найти, предстала в покрытых тонким флером видах Прованса, проселочных дорогах, забытых тихих ландшафтах, старинных замках и провинцильных церквушках. Как любой молодой фотограф, ищущий свой фотографический путь, Сергей Щербаков постоянно пробует необычные способы съемки, техники печати, проявки и в целом, появления изображения на бумаге. В своих предыдущих работах он экспериментировал с проявкой фотографий и необычным тонированием, делал фотограммы и использовал другие около фотографические техники.

И вот теперь превратил фотографию практически в графику (а ведь по мнению некоторых фотографов, фотография является всецело графической техникой). Название выставки - «Press-papiere» - навевает нечто французское и точно говорит о технике исполнения фотографических работ.

Пресс-папье – это техника фотополимерной печати, сродни гравюре, только исполненная не на традиционных печатных камнях или металлических пластинах, а на фотополимерах. Матрица изготавливается из фотополимера, который под действием ультрафиолета и воды позволяет получить микрорельеф с  изображением. Для создания каждой пластины нужна сосредоточенность и несколько часов работы.

Матрицы и первые оттиски делались в Швеции, в графическом центре, где Сергей Щербаков и изучил технологию пресс-папье, доделывалась серия в галерее «Митьки-Вхутемас». Миниатюрные оттиски хочется разглядывать, наверное, поэтому первая экспозиция в галерее «Фотоimage» была дополнена маленькими свечками, освещающими каждую фотографию. Изображение, как будто покрытое дымкой хранит в себе очарование Прованса, хотя с фотографической точки зрения вряд ли открывает что-то новое. Во многом эти снимки, как программные фотографии в учебных заведениях, правильны по композиции, статичны или динамичны, (и то и другое слишком правильно), снимки, как просто зарисовка с натуры. Графическая технология изготовления еще более приблизила изначально фотографию к рисунку карандашом, графике, нивелировала границы. И верно, для демонстрации старинной техники проявления изображения на бумаге, сами фотографии должны быть просты и легко визуально читаемы.

Как читаемы воспоминания или сказки. Надя Шерье