Игры с пространством (2)

Подписаться на новости этого автора Игры с пространством

Совместный проект Государственного центра фотографии и ТРК Петербург-Пятый канал ПОРТРЕТ - первая выставка проекта с 29 февраля 2005 года Разнообразные фотографические альянсы во многом уже не редкость – фотографы выставляются парами, кафе предоставляют свои стены для фотовернисажей, а крупные корпорации спонсируют привоз в Россию именитых фотографов. В таких условиях все более интересны новые неожиданные альянсы, способные порой изменить саму суть фотографии, как листа бумаги с изображением, так и трансформировать пространство, в котором традиционно существует фотография. Новый формат показа фотографии в совместном проекте «Игры с пространством» представили Государственный центр фотографии и молодой петербургский телеканал ТРК Петербург – Пятый канал.

Суть альянса такова – странным выставочным местом выступило здание петербургского Телецентра, в коридорах которого с подачи Пятого канала отныне будут выставляться работы петербургских фотографов. Коридоры Телецентра становятся экспериментальной площадкой для молодых фотографов, слушателей  образовательного проекта Центра фотографии «Петербургские фотомастерские» и маститых авторов города. Два фотографических поколения будут встречаться не только на мастер-классах, но и в одной экспозиции. Однако, в само здание на просмотр выставок смогут попасть далеко не все и эта изначальная закрытости показа родила идею о возможности виртуального просмотра выставок. Глобальное интернет-пространство, как иллюзия глобальной доступности фотографии – оно позволяет увидеть, но все же не дает прикоснуться – становится вторым форматом просмотра экспозиций. Уже сейчас на сайте Центра фотографии www.ncprf.org полностью размещена первая выставка проекта «Портрет».

Портрет – тончайший жанр фотографии, он либо требует особой деликатности по отношению к изображаемому, либо ставит четкую границу между портретом и работой с моделью, как фактурой. В открывшейся выставке нужно отдать должное куратору, Ольге Корсуновой, которая в 20 работах не только сумела представить разные типы портрета, как жанра, но и передать одну идею – в этих портретах главенствует фотограф. Многие авторы искусно завуалировали присущий фотографическому портрету реализм, применяя живописные техники и графические приемы: наложения, печать через растр, ручное тонирование и вытравливание кистью, как будто рисуя портрет на бумаге, а не снимая его.

Традиции живописи проскользнули и в композициях портретов – отражение автора в зеркале, как прием эпохи Возрождения у Александра Никипорца, абстрактные сочетания цвета и форм у молодых фотографов Виалетты Альховки и Натальи Сизовой, фотографическое подражание полотнам Матисса у Эдгара Калаева или почти рембрантовская фактура в фотографии Надежды Кузнецовой. Как бы невольное подражание живописи – осознанное явление в современной художественной фотографии. Сложнейшие фотографические техники для кого-то из выставленных авторов способны гораздо глубже раскрыть придуманный ими образ, подчеркнуть их авторскую манеру. Для других – прямая фотография, без художественных приемов и последующих вмешательств в уже созданный кадр, помогает яснее увидеть внутреннее состояние человека.

В обоих случаях, модель здесь – лишь инструмент, передающий нужное автору состояние, модель, как пластилин, фактура, образ, но никак не результат союза «фотограф –портретируемый». Фотохудожник – главное действующее лицо, ибо раскрывая в портрете героя, он обнажает себя.