Интервью с генеральным директором профессиональной фотолаборатории ПроЛаб Николаем Канавиным

Фотография в интерьере. Интервью с генеральным директором профессиональной фотолаборатории ПроЛаб Николаем Канавиным Интервью посвящено интерьерной фотографии и фотографии в интерьере. Первый вопрос: на Ваш взгляд, есть ли разница между двумя этими терминами? Какой термин ближе стратегии фотолаборатории ПроЛаб?

Казалось бы, от перестановки слов смысл не меняется. Но в данном случае это не так. На мой взгляд, большое значение в интерьерной фотографии помимо сюжета  имеет формат отпечатка.

Конечно, можно повесить на стену фотографии в рамках небольших размеров, как это делали и раньше. Но мы рассматриваем в первую очередь работы средних и больших форматов. Иногда это сверхувеличения. Когда речь идет об оформлении офисов  термин "интерьерная фотография" часто выполняет роль  «рекламы».  Есть еще термин «рекламная интерьерная графика».

Ее  мы используем для оформления магазинов, спортивных комплексов, индустрии развлечений.Когда же мы говорим о фотографии в интерьере, то разговор идет о художественной фотографии. Это, как правило, авторские работы фотографов. В большинстве случаев такие работы фотографы делают не применительно к конкретному интерьеру. Дизайнеры используют уже готовые фотографии, выполненные в авторском размере, в авторской технике печати, которые имеют ограниченный, заранее определенный тираж.

В последнее время дизайнеры начинают привлекать фотографов для изготовления работ под конкретный интерьер с заранее заданной темой. И такая практика становится все более распространенной. Такие фотографии впоследствии могут стать основой коллекции фотографии.

Фотография в интерьере может быть самой разной, но главным является - отвечает ли она внутренним потребностям людей, которые ее заказывают.В настоящее время  рядом фирм предпринимаются шаги для активизации рынка фотографий для интерьера, что совпадает с возрастающим интересом к фотографии в современной обществе. Положительным примером может служить программа фирмы Кодак "Фотография в интерьере", проводимая совместно с некоторыми московскими фотолабораториями.   Каким требованиям на Ваш взгляд должна удовлетворять фотография, используемая в интерьере? Любое фотографическое произведение в первую очередь определяется сюжетом. Сюжет фотографии, которая используются в интерьере, может быть самым разнообразным. Конечно, можно на базе накопившегося опыта лаборатории выделить наиболее ходовые сюжеты.

Главная же стратегическая линия нашей фотолаборатории - сотрудничество с ведущими российскими мастерами современного фотоискусства: И.Пигановым, М.Розановым и т.д.  Их работы –  последние веяния современного фотоискусства, работы которые имеют  в первую очередь художественную ценность помимо их  интерьерных достоинств. Художественный замысел фотографа диктует  технику печати, подбор соответствующих оформительских материалов. Фотография обязательно должна быть и правильно оформлена. Интересная съемка, высококачественная печать сегодня должна быть подкреплена и современным оформлением.

Неправильное оформление отпечатка может полностью уничтожить фотопроизведение. Конечно, мы работаем с Заказчиками разного уровня художественной подготовки. Поэтому важен опыт менеджеров, которые кроме знаний технологии имеют искусствоведческое образование. Это позволяет реализовать проекты на высоком художественном уровне с соблюдением тенденций современного искусства. Девиз, которого мы придерживаемся – «Исполнение определяет впечатление». Какую бы мы фотографию ни взяли, исполнение играет важную роль.

Еще Бальзак говорил «В искусстве есть два полушария – Замысел и Исполнение. И порой целая вечность отделяет одно от другого». Часто люди, имея неплохой материал, художественное изображение, начинают экономить на его воплощении. Выбирают не те материалы, которые с технологической точки зрения и с точки зрения восприятия, впечатления, нужно было бы использовать.

Эта экономия приводит подчас к девальвации образа, и производит едва ли не обратное впечатление. Мы в своей работе вопрос технического качества не обсуждаем – оно всегда должно быть на максимально высоком уровне.  Большое значение в интерьерной фотографии имеет формат отпечатка  в том плане, что большая фотография, вписанная нами в интерьер, должна создавать атмосферу, настроение, эффект присутствия. Фотография не должна потеряться в помещениях большой площади и с высокими потолками. Да и сюжеты современной фотографии нередко требуют для реализации художественного замысла большого формата. Каковы технологические возможности лаборатории?

На чем печатается, как оформляется, какие технологии присущи только этой лаборатории? С точки зрения технологии лаборатория оснащена всеми современными и традиционными способами печати фотографии. Начать можно с ручного способа фотопечати.  В последнее время он становится относительно редким, но в оформлении интерьеров востребован. Именно ручной отпечаток обладает аурой своего автора. В некоторых случаях царапины, которые возникают из-за того, что некоторые авторы особо не заботятся о хранении негативов, подчеркивают уникальность отпечатка, говорят, что вещь авторская, а не гламурная копия с цифрового носителя.Затем  нужно назвать устройства цифровой печати. Для печати изображений большого формата используется установка Light Jet.

Это устройство высокого качества цифровой печати, позволяющее делать изображения размером метр тридцать на три метра. Это устройство работает как с фотобумагами различных свойств (Kodak Professional Endura Ultra, Kodak Professional Endura Metallic), так и с дисплейными материалами (Kodak Professional Endura Transparency или Endura Clear).

Для работы с фактурными материалами мы используем плоттеры Hewlett-Packard и Epson последних модификаций. Некоторые изображения уместно печатать на холсте, некоторые на акварельной бумаге.У нас есть опыт оформления  интерьеров фотографиями размера 3х3 метра и больше. Мы обладаем технологиями, которые позволяют добиться качества, которое заметно даже при близком рассмотрении. В отличие, скажем, от наружной рекламы, где печать осуществляется с тем разрешением, которое достаточно для просмотра изображения с 10 метров. Наша задача заключается в том, чтобы качество получаемого при печати изображения оставалось неизменным независимо от расстояния, с которого  его рассматривают.Что касается финиширования отпечатка, то имеется  три варианта оформления:Первый – фотографии большого размера (к примеру, 60х90см) нужно обязательно накатать на  основу с тем, чтобы избежать коробления отпечатка и обеспечить ровную поверхность фотографии.

В качестве основы мы предлагаем  материалы – пенокартон серии KAPA  и алюминиевый композитный материал DIBOND.Второй – можно воспользоваться возможностями нашей собственной багетной мастерской, в которой представлен широчайший выбор разных видов пластикового,  деревянного багета и алюминиевых рам. Отдельно нужно сказать о новой технологии финиширования изображения – пластификации http://www.fotonovosti.ru/content/news_one/64/2080. Это метод, который известен под разными названиями на Западе – Diasec, «сендвич», «пластификация». Порядка 25 лет назад он был придуман двумя швейцарскими немцами, и секрет производства долгое время держался в секрете. Но нашим технологам удалось открыть тайну этого способа.

Суть пластификации заключается в полимеризации синтетического слоя фотографии в акрил. Широко известна проблема сохранности цветных изображений. Многие музеи и галереи предпочитают иметь дело с черно-белой фотографией на баритовых основах, сохранность которых без процедуры консервации обеспечивается примерно сотню лет. Срок сохранности незащищенного цветного изображения существенно ниже.

Во многом в связи с этим фирма Кодак начала выпуск бумаг серии Kodak Professional Endura Media, позволяющая увеличить срок сохранности отпечатка. Для фотографий, висящих в интерьере, проблема сохранности становится еще более актуальной, поскольку часто интерьер не предполагает музейного освещения и особых климатических условий.  Поэтому, для сохранения фотографии необходимо ее пластифицировать. Пластификация оберегает поверхность изображения от разрушительного воздействия газов содержащихся в воздухе, тем самым обеспечивается сохранность на долгие годы. Есть разные экспертные оценки, которые прогнозируют сохранность пластифицированного изображения в течение ста лет.

В силу малого времени существования технологии, говорить о достоверности экспертизы пока преждевременно. Тем не менее, те изображения, которые охраняться в галереях и музеях на протяжении последних 25 лет, говорят о высокой степени защиты с помощью этой технологии. Кроме всего прочего после пластификации изображение приобретает большую глубину и эффект мокрой фотографии. Какую бы поверхность мы не использовали бы – матовую, глянцевую или тисненую, в результате она будет выглядеть одинаково. Такая технология финиширования существует в Москве только в нашей лаборатории.

Кроме того, проведенные в последнее время во всем мире  выставки-продажи современной фотографии, подтверждают вывод о том, что покупаются в первую очередь фотопроизведения, выполненные на цветной фотобумаге большого формата, накатанные на соответствующую подложку и обязательно пластифицированные. Назовите примеры успешных проектов в области интерьерной фотографии. Фотолаборатория не только выполняет заказы на фотопечать, но часто выступает и как продюсер проектов использования фотографии в интерьере. Последний проект – оформление ресторана «Почмейстер», интерьер которого был оформлен изображениями, снятыми различными фотографами еще в 1900-х годах, и напечатанными  с использованием современных цифровых технологий. Были взяты исторические негативы по теме «Почта в дореволюционной России», с которых и отпечатаны фотографии для этого интерьера. Таких проектов у нас в лаборатории становится все больше, и мы видим большую перспективу в будущем такой деятельности. Обнадеживающим событием стали торги на аукционе Sothebys, прошедшие 26 апреля в Нью-Йорке.

Практически впервые, работы современных российских фотографов успешно участвовали в аукционе наравне с живописными работами русских художников. Нам приятно констатировать, что часть работ, например, С.Чиликова, Д.Шубина, были напечатаны на бумаге Кодак в нашей лаборатории. Успешная продажа их работ – лучшее подтверждение правильности выбранной фотобумаги, технологии, качества печати нашей лаборатории.

Как вы оцениваете перспективы развития рынка интерьерной фотографии? В последнее время наблюдается тенденция все большего интереса  общества к произведениям фотоискусства. Возрастает покупательский интерес к фотографии. На последней выставке Art Mосква , недавно прошедшей в Центральном Доме Художника, фотография была представлена очень широко не только в ведущих западных  галереях , но и  российских. Цены на произведения фотоискусства стали сопоставимы со стоимостью живописных работ.

Труд фотографа становится все более востребован в России, а значит и увеличится потребность в производстве фоторабот на самом высоком технологическом уровне.