Лица Волги

Подписаться на новости этого автора Государственный Центр современного искусства (Нижний Новгород),Центр современного искусства "Кариатида"при поддержкеПрограммы "Культурная Столица Поволжья",Фонда "Открытый регион", Фонда Фордапредставляют выставку по результатам фотоэкспедиций"ЛИЦА ВОЛГИ"3-24 июня 2005 годаУчастники проекта: Сергей Братков (Харьков – Москва), Вита Буйвид (Санкт-Петербург – Москва), Сергей Леонтьев (Москва), Валерий Стигнеев (Москва), Станислав Яворский (Нижний Новгород).Концепция: Любовь СапрыкинаКураторы: Владимир Левашов, Юлия АбрамоваПроект осуществлен в рамках Международного Фестиваля фотографии "Pro зрение"Предельной целью этого проекта было сделать "групповой снимок" народов Поволжья. Людей, принадлежащих определенной географии, обладающих самобытной историей, наделенных оригинальным своеобразием физических черт, привычек и обычаев. Короче – своим лицом. Говоря фотографически – это портрет.Пять фотографов отправились в пять поволжских республик. Маршрут поездки и тему съемки выбирали самостоятельно, по интересам.

Сергей Братков отправился в Удмуртию, чтобы снять людей, занятых производством автомата Калашникова. А в результате сделал серию монументальных изображений ижевских сталеваров. Вита Буйвид собралась в Чувашию с намерением снимать в родильном доме. И, в конце концов, собрала из сделанных в Чебоксарах фотографий три больших фотоколлажа, посвященных теме человеческой судьбы и чем-то напоминающие житийные иконы.

Сергей Леонтьев путешествовал по просторам Марий Эл, снимая сельских жителей, но в итоге его обширный портретный цикл включил в себя также и фотографии многочисленных горожан. Валерий Стигнеев побывал Татарстане, где сделал живописный репортаж о жизни казанских рынков. Но на выставке одну половину из его изображений составили выразительные женские портреты, а другую – как фон для них – пестрая базарная толчея.

И только Станислав Яворский не отошел от собственного замысла: он приехал в Мордовию и снял в музее Саранска местных красавиц рядом со скульптурами Степана Эрьзи.Итак, "группового портрета" не получилось. Потому что не может быть портрета народа. Народ – понятие собирательное, типическое.

А фотография изображает конкретных людей: их тела и лица. Реальных людей в среде их естественной жизни, что гораздо увлекательнее созерцания любого общего типа. Каждое лицо уникально, причем слово "уникальное" значит не только "единственное в своем роде", но и единичное, фрагмент в общей картине мира, на его фоне. В "группе лиц" уникальное лицо стирается, оставаясь только представителем абстрактного множества.

Выделенная из ряда, из фона, личность собирает в себе окружающее пространство, сомкнутое в человеческом теле, прописанное в лице и отраженное в глазах.Фотография сегодня заменила собой традиционные виды искусства – живопись и графику. Она может быть и парадным портретом, как Браткова, Леонтьева или Яворского, может на свой манер использовать возможности исторического полотна, как это получилось у Буйвид и может, наконец, быть циклом отрывочных натурных зарисовок, как у Стигнеева. Личность – это монументальный фрагмент. И фотография – всегда статичный фрагмент, рождающийся от импульса одного-единственного взгляда, преломленного линзой объектива. Как бы много фотографических изображений не появлялось в мире, они никогда не скажут нам о нем всего.

Между ними всегда есть зазор, пропуск в реальности. Там, где есть две фотографии, может быть третья: схватившая то, что потерялось между ними. И это найденное может оказаться как раз самым удачным, а новая фотография составит с двумя прежними серию. Серия стоит где-то между уникальной картиной и всегда бесконечностью кадров движущегося изображения (кино или видео), компенсируя их слабости и соединяя достоинства.

Уходя от старомодного пафоса первой и избегая многословия второго. Сохраняя, хотя бы как возможность, впечатление живого и сосредоточенного контакта с каждым из изображенных.

Разбивая время на маленькие вечности, на человеческие лица. Может быть, поэтому современные фотографы так любят работать сериями.

Владимир ЛевашовВЕРНИСАЖ 3 июня 2005 в 17.30АДРЕС Нижний Новгород, пл. Минина, 2/2, Нижегородский государственный выставочный комплексРЕЖИМ РАБОТЫ с 11.00 до 19.00, кроме понедельникаКОНТАКТЫ тел. (8312) 39-09-18, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Выставка проводится в рамках Международного Конгресса Партнеров Программы "Культурная столица Поволжья