Мастер-класс Анастасии Хорошиловой в Академии Фотографии

Подписаться на новости этого автора 11 ноября в Академии Фотографии состоится мастер-класс Анастасии Хорошиловой. На родине это имя о чем-то говорит пока лишь узкому кругу интересующихся современной фотографией, но за рубежом Анастасия хорошо известна, и является ярким представителем современной аутентичной русской фотографии, ее работы представлены во многих западных галереях. В ее послужном списке - значительное количество персональных и колективных выставок, по большей части за рубежом. Анастасия Хорошилова - с 1997 года член «Союза Фотохудожников России», 1999 - 2004 - училась в университете Дуйсберга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна, специализация документальная фотография, теория и история фотографии, защитила диплом с отличием. Персональные выставки:2004  «ISLANDERS», галерея Ernst Hilger, Mezzanin, Вена, Австрия2005  «Bezhin Lug», Galerie Conde, Гете-Институт, Париж, Франция          «Bezhin Lug», галерея Hilger Contemporary, Вена, Австрия

Участие в выставках:1996  «Новый Алфавит» в рамках 1-й Международной Фотобиеннале в Москве1997  «Женщины-фотографы», Смоленск2004  «Passage l'Europe», Сент-Етьен, Франция          «Das Fotografische Portrait», Фотографический Форум, Кёльн, Германия          «Identity» в рамках 4-й Международной Фотобиеннале в Москве2005  «No Comment» в рамках 1-й Международной Биеннале современного Искусства в Москве          галерея Corkin Shopland, Торонто          «Zwischenraum» - городской музей «Stadtmuseum Hofheim am Taurus», Hofheim am Taurus, Германия          галерея Fucares, Мадрид Публикации:2005  «EIKON» - international magazine for photography and media art, номер 50 (юбилейный)/2005 К творческому дебюту Насти Хорошиловой присматриваешься с любопытством – причем не только художественным, но и социальным, психологическим. Она являет собой пример нового поколения русских художников, личное и творческое формирование которых пришлось на постсоветское время. А потому в ее первых творческих высказываниях хочется усмотреть признаки нового склада мышления, новой чувствительности. Получив образования в Германии и начав свою профессиональную карьеру здесь, Настя Хорошилова оказывается причастной к феномену, который актуальная критика в России определила как постдиаспора. Речь идет о художниках, которые, сложившись и работая на интернациональной сцене, не причисляют себя к эмигрантам и настаивают на своей русской идентичности, более того – конструируют ее в своем творчестве.

Для русской культуры миновавшего века, ставившей интеллектуалов перед неумолимостью выбора между тяготевшей к изоляции метрополии и развитием в эмиграции, подобная целостная и одновременно комплексная идентичность внове. От постдиаспоры у Насти Хорошиловой обостренный персонализм. Для нее – как и для всех других представителей этого негласного или «невозможного» (как сказал бы Морис Бланшо) сообщества, привыкших к миграциям, к отсутствию укорененности, главная точка опоры – это они сами. Поэтому в работах Хорошиловой идет речь только о том, что она хорошо знает, что ею самой пережито.

Ее фотографические серии о мире общежитий, интернатов, о личном существовании, обживающем казенный интерьер, т.е. о том, что ей прекрасно известно по ее «годам странствий». Творчество для нее – это обустройство ее собственного социального опыта, что тождественно самоанализу. Все это непривычно для традиционного русского художника, мессиански понимавшего свою роль и привыкшего говорить от имени инстанций «метафизических» и больших социальных общностей.

Непривычен для традиционного русского восприятия и спокойный аналитизм фотографий Хорошиловой. Повседневность в ее работах оказывается предметом микроанализа: ее интересует система внутренних связей между человеком и предметами, она показывает как психологизируется окружение, как индивидуализируется стандартизированный жилой бокс.

Смысл ее высказывания исчерпывается тем, что мы видим на изображении. Мы не должны искать нарративной связи между фотографиями, сводить мотивы к некой эпической канве или допытываться их тайного символизма. Есть в социальности взгляда Хорошиловой и непривычный для русских фотографов и художников предыдущих поколений объективизм. В нем нет ни намека на разоблачительный пафос, что было столь присуще альтернативной русской фотографии советского андеграунда, ни самодавлеющего эстетизма, что в миновавшие годы было неизбежной альтернативой политически ангажированной позиции. Характерно, что персонажи на фотографиях не «схвачены врасплох», а позируют – без аффекта, сохраняя при этом органику. Повседневность здесь представлена как естественная норма.

Это представление о социальной норме само по себе симптоматично своей новизной. Советская повседневность оказывалась сферой, в которую сублимировались нереализованные в публичной сфере гражданские чувства, а потому становилась пространством перманентного перформанса и артистизма.

И советская фотография сделала этот ненормативный карнавал повседневности своей излюбленной темой. В первые же постсоветские годы перформативной стала сама публичная сфера, не оставив уже никакого представления о социальных нормативах. Фотографии Хорошиловой констатируют иное переживание социального мира, в котором возможно, не нарушая естественного течения жизни, выявить некие архетипические формы существования. В работе Насти Хорошиловой есть некая неторопливость, нежелание поспешно сделать следующий шаг, что столь нетипично для живого темперамента молодых художников.

Но это не робость, а стремление вдумчиво освоить и рассмотреть во всех деталях открывшийся ей феномен реальности. Так постидеологическое поколение открывает для себя то, что ранее было скрыто риторикой власти, контркультурой, т.е. идеологией и антиидеологией. Виктор Мизиано

Начало мастер-класса в 18:30.Обязательна предварительная регистрация по телефонам Академии (095) 157-6255, (095) 157-5046 или через форму online-регистрации.