Мгновения. Фотографии Михаила Барышникова

Подписаться на новости этого автора Кем только за свои 57 лет не был Михаил Барышников? И солистом Ленинградского академического театра оперы и балета. И ведущим танцовщиком, а затем художественным руководителем American Ballet Theatre. И директором и танцором (совместно с хореографом Марком Моррисом) основанном White Oak Dance Project. И киноактером ("Белые ночи", "Танцовщики", "Секс в большом городе" и другие), и участником бродвейских постановок (например,в драматическом спектакле "Метаморфоза"). И учредителем собственного Центра Искусств (открылся в Нью-Йорке нынешней осенью), многофункционального учреждения культуры, призванного содействовать творческим поискам в разных областях культуры. И каких только наград за эти годы он не получал? И Первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне (1966), Первую премию и золотую медаль на Первом Международном конкурсе артистом балета в Москве (1969), премию Центра искусств имени Джона Кеннеди, Национальную Медаль Искусств, высшее отличие Йельского университета, престижную балетную Премию Джерома Роббинса и многие другие. Но оказывается, Михаил Барышников вот уже двадцать лет как увлекается фотографией.

Причем фотографией классической - черно-белой. И сейчас 30 из них, сделанные в разное время (начиная с 80-х прошлого века и заканчивая совсем последними) после того, как побывали во многих городах США и Европы, а также после экспонирования в Санкт-Петербургском Музее истории Фотографии, выставляются в Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. На фотографиях "самого разного рода люди и места, незнакомые и узнаваемые, в общем, все, что попадает в поле зрения", как понимает то, что он делает сам, Михаил Барышников.

А еще он считает, что в тот короткий момент, когда он щелкает фотоаппаратом, предмет, привлекающий его внимание, начинает жить своей жизнью, а он сам становится лишь средством для запечатления его в статике. И его же словами: "Мне кажется, будет правительно сказать, что эти фотографии - спонтанный визуальный монолог о моей жизни, возможно более интимный, чем то, что я делаю на сцене". И будь это прелестная малютка-франтиха, нога Дженнифер или портрет велкого Аведона - все они реальное воплощение того, что самый успешный мужской танцор в мире считает "визуальной поэзией", пленником которой он уже давно стал. Кстати, к выставке издан каталог, а сама она после Москвы переедет в Ригу, город, где Михаил Барышников родился и рос и где, по его словам, "превалировал серый цвет. Море, свет,аже погода была окрашена гаммой мягких оттенков золы,ледными отсветами серебра и бесконечными вариантами свинцово-сине-черной краски.

Добавьте к этому закопченые, влажные от дождя здания, и высе это составит игру света и тени на полотне городского пейзажа, даже интерьеры, по крайней мере, те, что я помню из моего детства, странным образом лишены цвета, как будто их напечатали черной типографской краской, а затем отретушировали в стиле раскрашенных литографий. Именно этим можно объяснить мою тягу к черно-белой фотографии".