«Непостижимый город» Александра Китаева

Подписаться на новости этого автора В июне этого года Государственный центр фотографии имеет честь представить зрителям сразу несколько выставочных проектов известного петербургского фотографа Александра Китаева. Александр Китаев в своем творчестве обращается к традиционным формам, находя внутри них новое тонкое звучание. Благодаря мастерству автора, усиленное звучание получают  тончайшие нюансы. В этом ключе не случайно увлечение фотографа историей фотографии. Именно продолжение развития традиций русской фотографии мы видим в творчестве Александра Китаева.

Своеобразное воплощение ретроспекции, но уже  в новом, современном прочтении, дает большое количество ассоциаций для знатоков и любителей отечественной фотографии. И в этом контексте особенно очевиден возврат фотографа к традиционным образам. Изображения монастырей горы Афон, петербургской Коломны – база, основа для его размышлений, современное, но очень традиционное воплощение старых образов, содержащее те же объекты – диалог со старыми мастерами, продолжение развития их визуального языка. В последних работах Александра Китаева важны тонкие нюансы, оттенки, сложные комплексные формы. Они обладают яркой образностью, завораживают совершенством композиционного строя.

В своем творчестве фотограф никогда не экспериментирует с цветом, и при этом все его работы обладают тончайшей колористикой и цветопередачей. Можно сказать, что творчество Александра Китаева является редчайшим, но очень обоснованным развитием Санкт-Петербургской школы фотографии. С творчеством Александра Китаева петербургский зритель давно и хорошо знаком.

Фотограф регулярно участвует в выставках; появляются проекты, в которых он выступает и как куратор и как историк фотографии. Ярким явлением в культурной жизни города стало открытие кафе-клуба «Раскольников», где Александр Китаев организует постоянную  выставочную программу и творческие встречи. Выставка «Непостижимый город» сложилась из двух серий работ, каждой из которых была уготована самостоятельная жизнь.

Сюжет, получивший название «Дневник маргинала», уже был показан как самостоятельная выставка в год юбилея города. Но впоследствии, рассматривая работы в мастерской автора известный фотохудожник Георгий Колосов добавил к экспозиции вторую серию работ.

Получилась выставка, образы которой - известные петербургские ландшафты и их каменные жители. Удивительно, что тот прием использования монументальной пластики  в организации пространства, который задает внутренний ритм Петербурга, отразился и в создании экспозиции выставки. Портреты каменных изваяний, наполнили другим, высшим, далеким от всего суетного смыслом полуразрушенные уголки Апраксина, Лиговки и Коломны. «Непостижимый город» - еще одна выставка среди бесконечного числа прочих, посвященных Санкт-Петербургу. «Петербургский фотограф, сколь бы ни были разнообразны его жанровые интересы, самим фактом родства с местной школой обречен на главную, поглощающую все остальные сюжеты тему – Город. Мифологизированный и реальный, призрачный и материальный, фантасмагорический и прозаический, изменчивый и неизменный в своей  красоте.

Снимать Петербург – естественно, как дышать, и сложно, как жить здесь» (журналист Анна Толстова). Часть сюжетов, составивших выставку, была снята в 1995 году, другая – в предъюбилейном 2002.

Окончательно  все сложилось в единую серию в 2003, и эти фотографии, по словам автора, «так и  остались бы лежать в мастерской, если бы не внезапное предложение экспонировать их в Доме Голландской церкви». По этому старейшему петербургскому адресу ныне находится специализированный отдел Центральной государственной публичной библиотеки им. В.В.Маяковского.

А. Максимова Выставка включена в программу первой Международной летней фотошколы «Петербургские фотомастерские». Куратор проекта: Анна Максимова