"Первополосны кадры" КоммерсантаЪ в Екатеринбурге

На открывшейся в Екатеринбурге выставке фотографий ИД «Коммерсантъ» представлены работы Дмитрия Лебедева, Валерия Мельникова, Дмитрия Лекая. Они дают цельную картину современной российской актуальной фотожурналистики. Как заявил на открытии Эдуард Опп, «основная ошибка при иллюстрировании — это использование парадных скучных портретов.

Надо вызывать читателя к внутреннему диалогу по поводу материала. Исусство фотографа заключается в том, чтобы проникнуть в ситуацию.» Все могут увидеть официально одобренные VIP-изображения, которые малоинтересны. Задача фотографа — показать жизнь без лоска, в обход имджмейкеров и охраны, что невероятно сложно. По словам Э.Оппа, проще всего сфотографировать Жириновского. Фирменный стиль «Ъ» — несколько циничный, в то же время «VIP-ориентированный» вызывал и вызывает много нареканий.

В то же время за 20 лет ужесложилась школа, которая задает тон большинству изданий в России. У «Коммерсанта» — самый большой в России штат фотосотрудников — 50 человек. При этом невероятно трудно оказаться в их числе. Как рассказал Эдвард Опп, в начале 90-х на фотографии Ъ обижались, но сейчас уже привыкли. Выставка включает работы с 1997 по 2005 годы. Она уже экспонировалась год назад в Пушкинском музее в Москве.

На фотографиях — VIP’ы от президента Путина до Сергея Шнурова. Представлена и одна из лучших работ — галерея Мельника "Беслан", работы, вошедшие в которую сделаны были сразу после штурма. Главное то, что за пятнадцать лет фотографам и бильд-редакторам "Коммерсанта" удалось создать этот самый «фирменный стиль» и задать планку для большинства российских еженедельных изданий. Все очевидно: та же "Российская газета" может хоть десять номеров подряд ставить на первые полосы Путина – статус позволяет.

Или еще веселей – фото из архива, как например, знаменитый снимок, где поэту Евтушенко министр культуры шиш демонстрирует. Эта картинка на первых полосах выходила не раз, а внутри – вообще бессчетно. "Известия" чаще могут предпочесть жанровый снимок. И так примерно со всеми изданиями. Как-то получилось (скорее из-за инертности и отсутствии четко сформулированной политики подачи изображений у прочих изданий, чем, от «крутости» "Ъ"), что издания "Ъ" оказались практически единственными, которые систематически продвигают качественную пресс-фотографию.

С некоторыми ограничениями, тенденциозную в подаче, но яркую и необычную. Кстати, за эту самую «яркость и необычность» (чаще всего выражается в ковырянии VIP-ом в носу, на выставке такого нет, но в изданиях - много) раньше было много претензий и «наездов» на "Коммерсант". "Только не ставьте эту мою фотографию", - чаще всего просят стороны публичные люди.

Иногда даже издание «отлучали» от официальных мероприятий – даже не за тексты, за снимки. Правда, ненадолго. В середине девяностых была еще сильна инерция советских стереотипов в прессе, когда официальные лица просто не могли появиться на полосах не то, чтобы ковыряющимися в носу, или дерущимися, а даже без галстука.

Но за 15 лет зрители почти привыкли, а герои – чересчур расслабились. И красуются на обложках политжурналов депутаты Шандыбин и Федулов, ожесточенно вцепившиеся в друг другу в лацканы. И задумчиво глядит куда-то Ходорковский с тенью-буквами ВВП на щеке. Только сейчас на место совковой косности и робости взгляда пришла совсем иная тенденция – и среди зрителей, и среди лиц публичных. Кажется, что существует определенное требование адаптировать людей к масштабу кинофантазий, и даже тех, кто живет нормальной жизнью». Политики, писатели, бизнесмены, и даже бакалейщики сегодня хотят выглядеть как звезды.

В чем им активно подыгрывают глянцевые издания. Содержание глянцевых журналов стремится отражать, в основном, частную жизнь – здоровье, процветание, благосостояние, избегая социальных, политических или исторических тем. Исключение составляют лишь отдельные персоны вроде Владимира Жириновского «самой бесполезной фигуры в российской политике» (как выразился директор фотослужбы «Ъ» Эдвард Опп). «Звездность» Жириновского далека от глянца и он самый легкодоступный из политиков.

Эстетическая эпидемия распространяется и на периодику. Объем, отводимый газетами под репортажи, сократился более чем на 60%, и эта цифра не взята с потолка, а является результатом серьезных подсчетов, сделанных специалистами.

В таком контексте тем более ценны такие выставки, как «Первополосные кадры». Особенно, когда они проводятся в регионах. Любая качественная столичная экспозиция просто из-за своего статуса дает немалый толчок к развитию местной фотожурналистики. То, что выставлено в галерее на Красноармейской – это довольно узкоспециализированная (в интонации, тематике, подаче) пресс-фотография. Хотя имена фотографов внушают уважение: Дмитрий Лебедев, Валерий Мельников, Дмитрий Лекай, Василий Шапошников.

Добавить к ним еще не больше десятка имен, по понятным причинам в экспозицию не попавших (Веленгурина, Козырева, Максимишина и др.), и получится почти полная коллекция из лучших мастеров отечественной фотожурналистики, которые представляют страну не только в печатных изданиях, но и на международных конкурсах и фестивалях. Подборку дополнили конкурсом региональной фотожурналистики – работы уральских фотографов оценивал Эдвард Опп. Победил фотограф "Российской газеты – Урал", Александр Соколов. 

По материалам Justmedia.ru, Екатеринбург