Выставка Гюнтера Закса

13 октября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка известного немецкого фотографа, кинодокументалиста, искусствоведа и коллекционера Гюнтера Закса.   На протяжении всей своей жизни Гюнтер Закс считался одним из самых богатых людей Германии. Легендарная личность, он и до сих пор ежедневно появляется на страницах популярных журналов и газет, на экранах телевизоров, непрерывно меняет красоток, колесит по миру в поисках удовольствий в салоне личного самолета или яхты, сорит деньгами направо и налево Женщины в один голос уверяют: "Только быть рядом с ним - уже удовольствие". А между тем Гюнтер Закс - неплохой математик, экономист, футуролог, полиглот, профессиональный фотограф и кинодокументалист, искусствовед и коллекционер, рекордсмен в бобслее, отчаянный мотоциклист. Он никогда не увлекался политикой, но всегда был истинным ценителем настоящего искусства и красоты. Родители развелись, когда Гюнтеру исполнилось три года.

Мать - Элинор фон Опель, внучка основателя автомобильного концерна Адама Опеля, увезла детей в Швейцарию, поскольку с неприязнью относилась к режиму третьего рейха. Она стремилась привить своим сыновьям романтическое отношение к жизни. Потом за воспитание детей взялся дядя, отставной генерал, решивший дать им "мужскую" закваску.

Однако, оба способа воспитания не принесли результатов. Вместе со своим братом Гюнтер Закс учился в элитном интернатес отпрысками европейской аристократии, что выработало в нем склонность к определенному стилю жизни. В это время он увлекается черно-белой фотографией.

В середине 50-х Гюнтер Закс начал собирать коллекцию современного искусства (новые реалисты, информель, поп-арт), руководствуясь только собственным чутьем и вкусом. Сегодня его уникальное собрание оценивается в сто миллионов долларов. В течение нескольких лет Гюнтер Закс был даже президентом музея современного искусства в Мюнхене. В 1972 году он открыл галерею в Гамбурге, устроив первую на европейском континенте выставку Энди Уорхолла. Примерно в это же время, очарованный кинематографом, Закс занялся созданием документальных фильмов, выступая как продюсер и как оператор. Он создал шесть документальных фильмов получивших высокие оценки и две первые премии на фестивалях в Сан Себастьяне и Йере.

А в 1972 фильм Гюнтера Закса завоевывает в Кортина д’Ампеццо первую премию Международного олимпийского комитета. Но затем Закс сконцентрировался на фотографии: «Я нигде не учился фотографии. Просто в один прекрасный день я начал фотографировать. И это продолжается уже несколько десятилетий». С 1975 года Гюнтер Закс работает для модных журналов, в частности для французского и немецкого «Vogue», снимает для календарей и рекламы.

Параллельно делает фотографии для изысканных эстетских журналов об искусстве и для книг. За несколько десятилетий в свет вышло множество фотоальбомов, среди них «Madchen in meinen Augen», «Lichtbilder», «TSurreale Erzahlungen (последний принес фонду Мирьи Закс свыше 1, 4 миллиона марок для нуждающихся детей), «Гюнтер Закс – о культе, искусстве и харизме»… В 1974 году он получает почетную премию за специальную выставку на «ФОТОКИНА’74», после чего становится фотографом официального плаката «ФОТОКИНА». В 1976 году, когда братья Закс решили распродать наследство, они уже считались одними из богатейших людей Германии.

По старому правилу "не класть яйца в одну корзину" Гюнтер вложил по одной трети в недвижимость, акции и облигации, причем действовал настолько предусмотрительно, что при продаже своих фирм заработал больше, чем предполагали самые опытные консультанты. С Бриджит Бардо Гюнтер Закс познакомился, явившись на в маскарадном костюме графа Дракулы, и не переставал удивлять ее и дальше.

Однажды Гюнтер рассеял с вертолета над садом возлюбленной несколько тысяч роз. В другой раз прыгнул в море с утеса в десять метров, бродил на берегу несколько часов в поисках Бриджит. Но знаменитая актриса требовала, чтобы Гюнтер во всем рабски ей подчинялся, оставаясь в тени. Этого Гюнтер не вынес, и они расстались, прожив вместе всего три года, - правда, расстались - друзьями.

А через десять лет после развода он подарил ей кольцо с бриллиантом редкого оттенка. В 1991 году в течение шести недель Закс работал с Клаудией Шиффер над созданием ставшей столь знаменитой  художественной серии «Героини». Мировая премьера проекта состоялась в бременской галерее Кунстхалле. Затем последовали многочисленные международные выставки. Рыцарь и романтик Гюнтер Закс сумел придать в своих фотографиях красоте Клаудии дополнительные измерения, заставив ее переливаться всеми оттенками женской власти и любовного колдовства.

Подобно Сесилю Битону, Дэвиду Бейли, Хельмуту Ньютону, Жилю Бэнсимону, Гюнтер Закс не просто снимает моду и звезд. Через женскую красоту и моду он передает свое живое, утонченное, нервное восприятие эпохи, общества, культуры.. В 1995 году Гюнтер Закс начал первые опыты работы над дигитальными фотографиями и компьютерными композициями: «Мои мысли были направлены на согласование камеры и компьютера. Возможности были безграничны. Вдруг стало все достижимо: один тигр или сотни, но именно эта полнота делает все особенно трудным». В свои 70 лет Гюнтер Закс, отец трех сыновей и дед трех внуков, не утратил интереса к вечному соблазну жизни - прекрасным женщинам.

Он всегда был любимым и желанным для топ-моделей, прелестных актрис и просто красивых женщин. «Я от рождения был человеком, который воспринимает мир визуально, глазами. Насколько мало я занимался музыкой, настолько интенсивны были мои взаимоотношения с живописью, архитектурой, прикладными искусствами вроде моды и дизайна. Если бы я жил лет этак триста назад, я бы, наверное, бродил с волшебным фонарем по ярмаркам,  внеся, быть может, парочку предложений по его усовершенствованию. В наш технический век меня прежде всего зачаровывают фильмы. Свой первый документальный фильм я снял в начале 70-х. Позднее я начал думать о модной фотографии.

Я расстался с кино. Но неизменным осталось одно: любовь к камере».